Массивы насаждений с прямолинейной границей

Массивы насаждений с прямолинейной границей воспринимаются как вертикальная плоскость; массивы же, контуры которых следуют очертаниям выступов и западов берега, образуют рельефные зеленые формы. Они подчеркивают конфигурацию водоема и делят его пространство на различные но глуби ETC планы. При расположении подобных массивов на юго-восточном, южном и юго-западном берегах контур их резко вырисовывается при боковом утреннем и вечернем освещении.
Таким образом, при расположении массива насаждений близко к урезу воды на выступающих в водоем участках берега расчлененность пространства, создаваемая изгибом берега водоема, усиливается. В перспективе поперек водоема зеленые массивы на выпуклых участках берега выглядит как отдельные объемы, а в перспективе вдоль водоема или по диагонали они образуют на глади водной поверхности кулисы. Возникающая при этом многоплановость и глубина пространства усиливаются в следствии. последовательного перспективного сокращения размера массивов каждой кулисы и все более приглушенной окраски их листьев. Важно также, что массивы на мысах и полуостровах, скрывая находящуюся за ними часть водоема, создают иллюзию увеличения размера водяного зеркала и глубины пространства. Лужайки же служат цели еще большего зрительного развития открытого пространства водоема в глубину, особенно если придать им форму, как бы удлиняющую впадины берегов — бухточек, заливов, рукавов. Пейзажи на береговых лужайках с разбросанными группами деревьев и солитерами отличаются наибольшей освещенностью, контрастами света и тени и особой красочностью. Многообразие открытых ландшафтов достигается устройством полян и лужаек разной величины, пропорций и формы.
Для парков характерны многоплановость построения пейзажа и периодическая смена картин, раскрывающихся перед посетителем при прогулке. Одним из классических примеров многоплановых композиций служат пейзажи Павловска, в создании которых участвовал Гонзага. При их устройстве он руководствовался методом, который характеризовался гак: «Мудрый садовод, придумывая план, намечает последовательность различающихся между собой сцен, артистически подготовленных сообразно свойствам замысла, особенностям и характеру участка»1. Движение дает возможность рассматривать постепенно разворачивающиеся парковые пейзажи с различных точек обзора. Решению этой задачи отвечает, в частности, так называемый сценарный метод построения пейзажа, предусматривающий периодическую смену композиционных акцентов эмоциональными паузами, т.е. сравнительно маловыразительными участками протяженностью примерно 50-75 м.
Композиционная структура взаимосвязи разных природных компонентов садово-паркового ландшафта должна также опираться на экологические, эстетические и экономические требования. Моделирование структуры взаимосвязи природных элементов на основе законов природного формообразования принцип художественной интерпретации и стилизации естественных форм взаимосвязи элементов природы в современных живописных ландшафтных композициях. При этом ставится задача использовать приемы и средства выявления и усиления доминирующего композиционного элемента садово-паркового ландшафта, достигнув таким образом его художественной индивидуализации. Так, на относительно ровной местности главным средством разнообразия пейзажных картин служит чередование открытых, освещенных и закрытых, затененных пространств, применение принципа дендрологических акцентов (однопородных древесных или кустарниковых композиций). Участки с выраженным рельефом, контрастные к ровным, следует подчеркивать ярусностью вертикальных композиций, ориентацией на них перспектив, а также использовать для создания на повышенных отметках видовых площадок. Для образования многоплановых пейзажных картин мысы, полуострова парковых водоемов следует подчеркивать группами деревьев и кустарников, а вдавшиеся в берег участки заливчиков, бухт оставлять незасаженными с целью образования раскрытий из парка на водное зеркало. Высоту склона можно подчеркнуть посадкой на его бровке дерева, опушенного кустарником, или группы деревьев.

Оставить комментарий