ПРОБЛЕМЫ ДОЛГОВЕЧНОСТИ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В 1960–1980–х годах был накоплен огромный научный потенциал, разработаны базы теории коррозии бетона и арматуры, способы обеспечения коррозионной стойкости железобетонных конструкций в агрессивных средах. Эти разработки широко используют в практике строительства и в текущее время. За прошедшие 10 лет размер научных исследований в этом направлении сократили, однако практика настоятельно просит оперативного решения неотложных задач.

В последнее время в промышленности стройматериалов все шире используются отходы изготовления (золы, золошлаковые смеси и др.), бетонные конструкции и железобетонные конструкции изготавливаются с применением бесцементных вяжущих. Не считая тамошнего, в производстве железобетона и бетона применяются и вяжущие с пониженным содержанием клинкерного фонда. Именно поэтому надо решать вопросы долговечности этих конструкций даже при эксплуатации в нормальных атмосферных условиях (жилые, административные строения и др.).

Более важной задачей является экономия металла в строительстве, благодаря чему имеется тенденция замены всей арматуры железобетонных конструкций на арматуру класса А500С. Ее повсеместное применение в строительстве настоятельно просит изучения ее коррозионной стойкости при воздействии агрессивных сред и использовании нетрадиционных стройматериалов.

Повышение надежности и коррозионной стойкости железобетонных конструкций в агрессивных средах быть может достигнуто созданием коррозионно-стойких стройматериалов современной разработки с использованием эконом заводских технологий и новых видов арматурных сталей высокой надежности, дающих возможность обеспечить экономию металла на 20–40%.

А качество и долговечность сооружений и спостроек могут быть обеспечены применением коррозионно-стойких конструкций. Производство таких конструкций охватывает некоторое количество самых важных научных направлений.
Исследование стойкости арматуры, бетона стальных связей и железобетона на новых вяжущих, заполнителей с использованием отходов изготовления. Технология мер обеспечения долговечности железобетонных конструкций при одновременном воздействии агрессивной среды и нагрузки.
Технология железобетонных и бетонных конструкций высокой долговечности, коррозионной стойкости и стойкости при био коррозии, изготавливаемых по экономичным технологиям с использованием отходов промышленности и сельского хозяйства.

При всем при этом надо уделять внимание изучению:
действий внутренней коррозии бетона при использовании местных сырьевых материалов с повышенным содержанием вредных примесей;
действий разрушения новых видов арматуры при одновременном воздействии на железобетонные конструкции силовых нагрузок различного характера и агрессивной среды;
оптимальных технологических характеристик производства новых видов высокопрочных арматурных сталей, обеспечивающих повышение стойкости против коррозионного растрескивания, создании защитных покрытий для арматуры и технологии них нанесения;
оптимальных технологических характеристик и параметров повторяющегося профиля, дающих возможность сделать выше надежность служебных качеств арматуры и расширить области применения эффективных видов стали;
новых видов защитных материалов с использованием отечественного сырья, критериев и методов оценки них долговечности;
хим способов удаления продуктов коррозии с поверхности арматуры и коррозионно-стойких составов для ремонтных работ эксплуатируемых конструкций.
Технология расчетных методов прогноза долговечности наземных и подземных железобетонных конструкций, работающих при воздействии агрессивных жидких и газо-воздушных сред.
Технология и внедрение методов контроля характеристик качества и долговечности строительной продукции на заводах-изготовителях и них сертификационная аттестация, что даст возможность изготовить строительную продукцию конкурентоспособной.

Результатом подробных научных исследований по проблеме «долговечность» будут являться:
производство новых коррозионно-стойких монолитных и сборных конструкций с гарантией расчетного срока эксплуатации основных несущих конструкций и увеличенным сроком межремонтного периода;
развитие теории коррозии железобетона и бетона, совершенствование норм проектирования конструкций повышенной долговечности и коррозионной стойкости с применением расчетных методов прогноза них долговечности.

В международной организации CIB–RILEM разработана и действует система проектирования сооружений и спостроек с учетом требуемой долговечности и правил использования. 1-м из важных и первых моментов в данном аспекте является производство нормативного документа, определяющего проектный срок эксплуатации данного строения либо сооружения (в частности, 10, 20, 50, 100 лет). Наличие заданного срока службы дает возможность обоснованно делать выбор материалы, изделия, назначать первичную либо вторичную защиту, длительность межремонтного периода и т.д., то есть понятие долговечность приобретает количественное расчетное значение.

До не так давно произошедшего времени у нас была система проектирования строения и сооружений, выбора видов первичной либо вторичной защиты применительно к правилам использования конструкций с учетом качеств стройматериалов и изделий.

Эти все требования изложены в СНиП 2.03.11.85 и инструкции к нему. Несоблюдение этих требований совместно с низким качеством изготовления строительно-монтажных работ довольно часто приводит к преждевременному разрушению и поломке строй конструкций еще до истечения надлежащего срока них службы.

В особенности остро проявляются названные выше трудности при эксплуатации инженерных сооружений.

Среди наиболее быстро повреждаемых сооружений можно подчеркнуть мосты и путепроводы; подземные переходы и переходы над жд путями (около г. Столицы России); дорожные покрытия, коммунальные тоннели и каналы, коллекторы сточных вод, проходные тоннели с линиями электроснабжения, связи, сетями горячего и холодного водоснабжения, каналы трубопроводов теплой воды и пара; подземные сооружения на подобии подвалов; фундаментные сооружения и т.д.

Практически во всех случаях основными причинами повреждений являются коррозионные процессы, развивающиеся в следствии неблагоприятного воздействия находящейся вокруг среды. Настолько, большая часть мостов и путепроводов населенного пункта, дорожных покрытий разрушаются от применения противогололедных реагентов, выделения в атмосферу окислов азота, сернистого и прочих газов, выбрасываемых двигателями автомобильного транспорта, промышленными предприятиями, от размораживания бетона. Ежегодные аварийные обрушения коммунальных тоннелей, в особенности коллекторов сточных вод, происходят для начала в следствии газовой коррозии металлических и железобетонных частей. Такие повреждения имеются на самых больших городских коллекторах: Филевском, Зеленоградском и др. Последние несколько лет распространилось поражение конструкций плесневыми грибами, что, по достоверным сведениям санитарных медицинских работников и экологов, неблагоприятно сказывается на здоровье человека, в особенности детишек. Огромную проблема доставляют строителям высоты на бетонных и кирпичных конструкциях жилых и гражданских сооружений и спостроек. Перечень подобных примеров быть может продолжен.

Производимые в текущее время ремонтно-восстановительные и строительно-монтажные работы часто выполняются специалистами, не владеющими должными знаниями в сфере коррозии и защиты от коррозии стройматериалов и конструкций, а, таким образом, выполняются без оценки обстоятельств и степени повреждений, прогноза долговечности, обоснования выбора материалов, денег и методов ремонтно–восстановительных работ, что, в конце концов, не обеспечивает длительного полезного эффекта при последующей эксплуатации конструкций.

По достоверным сведениям натурных обследований, анализа проектных материалов и экспертной оценки квалифицированных работников установлено, что агрессивному воздействию подвергаются в всевозможных секторах экономики народного хозяйства от 15 до 75% строй конструкций сооружений и спостроек. Не взирая на отсутствие недостатка в строительной продукции, коммерческие организации иногда сквозь посредников приобретают изделия без гарантии них качества и долговечности, а сквозь 10–15 лет, а значит и сквозь 1–2 года эксплуатации сооружений и спостроек издержки на них ремонт превосходят первоначальную сметную цена.

Агрессивным воздействиям (включая атмосферные и грунтовые) подвергаются конструкции не только лишь сооружений и спостроек сельскохозяйственных и промышленных предприятий, энергетики и транспорта, но также подземные конструкции жилых и гражданских спостроек.

В текущее время на промышленных предприятиях строительного комплекса буквально не соблюдаются требования нормативов, обеспечивающих долговечность железобетона, а на промышленных предприятиях иных комплексов антикоррозионная служба бездействует, система оценки эксплуатационной пригодности строй конструкций в условиях действующих производств не упорядочена.

Не считая тамошнего, в последнее время начато активное внедрение в практику строительства нетрадиционных материалов для железобетона и бетона (зол, шлаков, новых видов эффективных вяжущих, хим добавок), новых видов арматурных сталей, значительно оказывающих большое влияние на долговечность конструкций.

Новые трудности долговечности возникли при освоении северных районов. Вечная мерзлота, низкая температура, многократные оттаивания и замораживания бетона конструкций способствуют быстрому разрушению железобетона а как подземных, настолько и наземных конструкций.

Уменьшение массы спостроек, индустриальность монтажа, архитектурная выразительность закономерно предлагают проезжую часть новым видам конструкций. Однако с уменьшением толщины стен и полок строй конструкции стали еще больше уязвимы для коррозии.

Эксплуатационные службы не приводят профилактических обследований для оценки состояния конструкций и них своевременного ремонтных работ и восстановления. Может наступить момент, когда мы просто напросто не сможем сохранить от непрерывных аварий и разрушений значительную часть основных фондов нашего государства.

Результатом является развал изделий иногда даже сквозь одну зиму причем даже до сдачи в эксплуатацию строения. Подводя результат, нельзя не огласить про то, что в будущем надо изготовить, для того, чтобы поднять качество изделий и сделать выше долговечность строй конструкций без огромных материальных издержек. Оценка продукции обязательно должна производиться с учетом характеристик качества и долговечности и ее соответствия стандартам; решение об необходимости проведения экспертизы проектных решений железобетонных конструкций сооружений и спостроек, для начала в агрессивных средах эксплуатации, а еще при использовании нетрадиционных материалов в производстве строй конструкций должно приниматься в сочетании со специалистами, отвечающими за данную проблему.

Не самую последнюю роль в увеличении долговечности строй конструкций играются культура изготовления и эксплуатации, повышение качества изделий при них изготовлении.

Необходимо навести усилия ученых, архитекторов и проектировщиков на разработку системы нормативного срока эксплуатации сооружений и спостроек с учетом перспективного развития населенных пунктов. Выбор стройматериалов и конструкций, назначение денег защиты находятся в зависимости от проектного срока службы строения.

Это все друг с другом взятое даст возможность сократить издержки в строительной отрасли, а необоснованные издержки на коррозионные утраты навести на развитие отраслевой строительной науки и ее оснащение современным оборудованием.

Оставить комментарий